Золотой огород
Назад

Как правильно запрягать лошадь?

Опубликовано: 26.04.2020
Время на чтение: 14 мин
0
9

Комплектация упряжи

Лошадиная упряжь состоит из многих частей. Некоторые являются типичными, другие применяются только в отдельных способах запряжки. Основные принадлежности упряжи рассматриваются далее.

Уздечка

Она представляет собой довольно сложную конструкцию. Во рту лошади, на его изгибе, помещаются удила. Они представляют собой металлический стержень, у которого к краям прикреплены кольца. От них под подбородком установлен подбородочный ремень. Поводья представляют собой длинную тесьму, концы которой прикреплены к кольцам удил, а средняя часть находится в руках наездника.

Уздечка на лошади

Пара ремней, которые проходят сверху, называются оголовьем. Они позволяют уздечке держаться на голове. Таких ремней имеется два: один проходит сзади ушей, другой – спереди. Под оголовьем проходит ещё один подбородочный ремень.

Существуют несколько конструкций уздечек. Здесь приведена одна из наиболее распространённых. Кавессон для лошади похож на уздечку, но в нём не предусмотрены металлические удила. Его используют вместе с поводком коня во время работы на корде.

Недоуздок

Обычно, когда стоит не запряженная лошадь, это не значит, что на ней вообще отсутствует упряжь. На самом деле на её морде есть ременной недоуздок, который охватывает её снизу и сверху. Снизу к нему прикреплено кольцо, где крепится поводок для лошади. Таким образом, удобно вести лошадь в нужном направлении. Когда приступают к запряжке лошади, недоуздок необходимо снять, а вместо него надеть уздечку.

Это ровные пластины, которые располагаются с внешней стороны глаз. Одной из их функций является защита глаз от мелких предметов. Их устанавливают с помощью специальных держателей и располагают так, чтобы они минимально ограничивали обзор и располагались таким образом, что две третьих были ниже уровня глаз.

Обратите внимание! Думая, как запрячь лошадь в телегу, нужно учитывать, что шоры удобны, когда лошадь идёт по автомобильной дороге. В этом случае уменьшится её страх перед автомобилями, которые будут близко мчаться.

Их прикрепляют концами к удилам. Вожжи держит возница, который с их помощью управляет движением лошади.

Он предназначается для того, чтобы тягловую силу лошади передать телеге. Принцип его действия состоит в том, чтобы впрячь коня так, чтобы деревянные части плотно прилегали к телу, не мешая дыханию. При этом лошадь толкает хомут всем телом, используя свою силу наиболее эффективным образом.

Ещё польза от него состоит в том, что он снижает вибрацию, передаваемую от телеги, амортизируя её при движении по неровным дорогам.

Обычно его изготавливают из двух мощных деревянных деталей, скреплённых одной стороной вместе. Эти части называются клещами. Когда их надевают через голову лошади, их нижние части раздвигают, а затем их связывают супонью.

Строение хомута

Хомут одевают таким образом, чтобы он плотно облегал тело лошади, но при этом не натирал в процессе езды. Под него подкладывают хомутину, которая представляет собой мягкую и эластичную подкладку.

Хомут устанавливают таким образом, чтобы он не мешал дыханию лошади во время работы.

Шлея представляет собой сложную конструкцию ремней, которые будут охватывать лошадь. Её значение состоит в том, чтобы предохранить хомут от смещения в различных сложных ситуациях. Примером одной из них является ситуация, когда телега едет с горы, и хомут может сдвинуться по направлению к голове лошади.

На заметку! Шлея – это набор ремней, которые с одной стороны прикреплены к хомуту, а с другой – плотно охватывают лошадь в различных направлениях. Один из них проходит вдоль верха крупа лошади, два расположены по бокам. Также предусмотрены два ремня, которые обхватывают туловище в вертикальной плоскости и проходят под крупом лошади.

Оглобли

Она представляет собой деревянную конструкцию, которая передаёт тягловую силу от коня к телеге, куда её запрягли. При этом вертикально расположенная часть, называемая дугой, имеет форму полукруга, к концам которого должны быть прикреплены деревянные направляющие.

Когда необходимо оглобли прикрепить к хомуту, их подвязывают специальными очень прочными ременными петлями. Зимой их рекомендуется смазывать дёгтем, чтобы они не стояли колом. Гужи нужно отрегулировать так, чтобы они имели равную длину и обеспечивали правильное положение оглобли: она не должна отклоняться ни в одну, ни в другую сторону.

Натягивают гуж

Кроме этого, дёготь предохранит гужи от впитывания влаги и преждевременного разрушения.

Кроме того, что они прикрепляют оглобли к хомуту, гужи прикрепляют дугу к ним.

Седёлка и подпруга

Их основной функцией является ещё одно прикрепление оглобель. Для этого используют крепкий ремень, который пропускают через кольца сверху и снизу крупа и подвязывают к обеим оглоблям.

Эта деталь упряжи охватывает туловище коня сверху вниз. Верхняя часть, так же, как и нижняя, обычно снабжена кольцами. Одно расположено сверху и два по бокам и чуть ниже. Нижняя петля (есть не всегда) находится в самой нижней её части. Поскольку верхняя часть предназначена для нагрузок, обычно её снабжают войлочной подкладкой, которая снижает трение. Прикрепляют седёлку, затягивая подпругу снизу.

Предлагаем ознакомиться  Розы: подготовка и укрытие на зиму, осенняя обрезка

Совет! Если речь идёт о перевозке тяжёлых грузов, впрягают лошадь, используя так называемую горбатую седёлку. Верхняя часть у неё металлическая и согнута под острым углом. Если тяжесть значительная, такое устройство снизит нагрузку на лошадиный круп.

В некоторых случаях, если это необходимо, можно использовать намордник для лошади. Он одевается на переднюю часть морды и закрепляется специальным ремешком, который проходит за ушами.

Намордник силиконовый

Может также использоваться воротник. Его надевают на шею, и он расширяется по направлению вперёд. Его размеры таковы, что лошадь может смотреть только вперёд.

Элементы и конструкция упряжки

Упряжь или сбруя – это снаряжение для лошади, состоящее из конструкции ремней, седла, хомута и т. д. Используется для того, чтобы облегчить процесс езды на лошади или для того, чтобы закрепить за ней телегу. Вероятно, первый прототип современной сбруи появился сразу же, как приручили первого дикого мустанга. Чтобы правильно направить тяговую силу лошади, необходимо знать, из чего состоит упряжь.

Недоуздок – это облегченный вариант уздечки. Состоит из ремней и используется, когда лошадь на пастбище или её нужно вести. Представляет собой два ремешка, которые охватывают голову лошади сверху и снизу, и кольцо, к которому крепится повод. Уздечка состоит из нескольких частей. Во рту лошади помещается удила – металлический стержень с двумя кольцами по краям. К этим кольцам крепится удило и конструкция ремней, которая фиксируется на голове. Снизу головы проходят два подбородочных ремня.

Как правильно запрягать лошадь?

Подбородочный ремень, который ближе к шее, переходит в два ремня, называемых оголовьем. Один из ремней проходит перед ушами лошади, а другой за ними. Эти ремни позволяют уздечке не падать и поддерживают всю остальную конструкцию. Подбородочный ремень, который ближе к морде, закрепляется с помощью ремня капсюля (он располагается в нескольких сантиметров от удил). Щечные ремни соединяют удило и ремни оголовья.

Шоры – это небольшие пластины, предназначенные для ограничения обзора лошади и защиты глаз от мусора. Располагаются так, чтобы две трети пластины были ниже уровня глаза. Вожжи крепятся к удилам за кольца. Предназначены для управления лошадью. Всадник держится примерно за середину устройства.

Хомут – это элемент упряжи, который передаёт тягловую силу лошади телеге. Внешне выглядит как плотно прилегающее к телу кольцо на шее лошади. Его конструкция такова, что сила, прилагаемая лошадью, распределяется наиболее рационально. Кроме этого, он снижает вибрацию от телеги.

Хомут состоит из нескольких частей. Войлочная подкладка предназначена для того, чтобы снизить трение. Клещи. – это деревянная основа хомута. Состоит из двух деревянных частей, скрепленных одной стороной. Другую сторону связывают супонью уже после того, как наденут хомут на лошадь. Покрышка – верхняя часть хомута. Шлея – конструкция из ремней, которая помогает закрепить оглобли и не позволяет хомуту сдвигаться.

Оглобли – это конструкция из деревянных частей, которая соединяет лошадь с телегой. Внешне выглядит как две деревянные направляющие, иногда используют деревянную дугу. Оглобли крепятся к хомуту с помощью очень прочных петель из ремней. Гужи – ременные петли для фиксации оглобель. Должны иметь равную длину.

Подпруга представляет собой фиксатор для седёлки и хомута. Обеспечивает стабильное положение хомута во время движения. Внешне выглядит как несколько ремней. Подпруга, седёлка, хомут и оглобли соединяются с помощью чересседельника. Выглядит как ремни съемной конструкции. С особо ретивыми лошадьми часто используют намордник или воротник. Намордник – пластиковый фиксатор морды лошади, закрепляемые несколькими ремнями.

Воротник – конусообразная конструкция, которая надевается на шею лошади и ограничивает ей обзор.Кроме приведенных выше, могут использоваться и другие предметы сбруи, более общего назначения.

Способы

В основном, применяются следующие виды упряжи:

  • одноконная;
  • упряжка из двух лошадей;
  • тройка коней;
  • многоконная.

Последний вариант может различаться по количеству запрягаемых лошадей.

Если делается пристяжка, это означает, что одного коня ставят в оглобли, а пристёжная бежит рядом, помогая коренной лошади.

При двух лошадях в запряжке одна коренная, а другая – пристяжная лошадь.

Обратите внимание! Нужно учитывать, что можно запрячь двуколку для лошади своими руками, однако сделать это для большего количества будет затруднительно.

В третьем случае речь идёт о русской тройке лошадей, где обычно одна из лошадей является коренной, а две другие – это пристежные.

Если используют карету с четвёркой лошадей, то один из вариантов состоит в использовании двух пар – двойки выносных, а также двойки коренных.

Другой способ носит название квадриги: четыре лошади при этом бегут в один ряд.

Когда имеется пять лошадей, запрячь коней можно так: в первом ряду ставят три выносных, а за ними – две коренных.

К сведению! Использовать ещё большее количество лошадей при одной запряжке не имеет практического смысла. Однако это иногда может делаться при некоторых развлекательных мероприятиях.

Также есть и другая классификация видов конной упряжи:

  1. Постромочная. Этот способ является наиболее распространённым для использования в сельском хозяйстве. В этом случае дышло и оглобли применять не принято. Одно из достоинств такого способа – это простота. Однако упрощённая сбруя на крутых спусках может привести к травме лошади.
  2. Постромочно-дышловой вариант. При этом способе дышло и оглобли используются, что приводит к более безопасному вождению в случае крутых спусков на дороге. Другие достоинства состоят в том, что становится выше устойчивость животного, а также при сельхозработе повышается эффективность труда животного. Однако в этой ситуации важно правильно запрячь коня, не перетянуть и не перекосить её.
  3. Оглобельно-постромочная. Этот способ характерен тем, что при запряжке не применяется дуга. Однако хомут присоединяется достаточно надёжно с помощью кожаных или металлических фиксаторов. Может применяться также другой вариант, при котором оглобли прикрепляются к седёлке, а не к хомуту. Данный вариант повозки, запряженной лошадью, является очень популярным в различных европейских странах. Его принято называть английской запряжкой.
  4. Оглобельно-дуговой вариант. Данный способ принято считать исключительно российским. В Европе его практически никогда не используют. Этот способ популярен и в случае транспортировки грузов, и для перевозки людей.
  5. Смешанный способ. В рассматриваемом случае в запряжке могут одновременно присутствовать черты нескольких вариантов. Чаще всего при такой запряжке не используется дуга. Этот вариант не принято использовать на тех дорогах, где крутые спуски или подъёмы.
Предлагаем ознакомиться  Черника обыкновенная: польза и вред для здоровья. Описание, состав, фото

Для верховых поездок способ запряжки существенно отличается.

В самом начале с коня снимают недоуздок и надевают уздечку. Её ставят через верх, вставляя удила и закрепляя ремни уздечки. Для того чтобы эта упряжь не смещалась, её закрепляют при помощи капсюля. Это круговой ремешок, который охватывает морду, располагаясь на несколько сантиметров сзади от удил. Его нельзя затягивать до конца. Принято делать это так, чтобы можно было сделать проверочное действие: снизу между ремнём и мордой можно было подсунуть два пальца.

Ещё одна его важная функция состоит в том, чтобы удила не сдвигались вбок, и кольцо не попало в рот.

Необходимо прикрепить седёлку. Она должна обхватывать круп лошади и быть завязана ремнями снизу, чуть сзади по отношению к передним ногам.

Необходимо прикрепить седёлку

Как правильно запрягать лошадь?

Когда одевается хомут, шлея к нему должна быть уже прикреплена. Надевают его через голову. Удобно это делать, перевернув хомут, а затем, надев его, нужно будет поставить правильно.

Одевая оглоблю, нужно расположить дугу внутри оглобель, пропустить гуж позади и над оглоблями, провести его снаружи и петлёй захватить конец дуги.

Обратите внимание! После того, как оглобли прикреплены, нужно затянуть супонь. Чтобы это сделать, надо встать сбоку от коня и несколько раз обернуть её вокруг хомута. После этого необходимо упереться ногой, чтобы притянуть концы друг к другу и закончить обматывание, с усилием обмотав и затянув супонь.

На этом этапе необходимо прикрепить шлею. Она одним концом прикрепляется к хомуту, затем её нужно аккуратно расправить и закрепить.

Теперь надо прикрепить ремнями оглобли к седёлке. Для этого ремень пропускают через верхние петли на ней, через нижнюю петлю и крепко привязывают его к оглоблям.

Можно выделить несколько видов упряжи: с одной лошадью, двумя, тремя или многоконная упряжка. Как запрячь одного коня, мы разобрали выше. Если требуется запрячь двух коней, один из них становится коренным, а другой пристяжным (его «пристёгивают» к коренной лошади, чтобы он бежал рядом и помогал тащить повозку). Когда запрягают тройку лошадей, центральная становится коренной, а остальные две – пристяжными.

Когда запрягают больше трёх коней, их выстраивают в две больше линии. Если их четыре, то два выносных коня станут в первую линию, а ещё два коренных во вторую. Редко используется квадрига (все четыре лошади бегут в один ряд).

Ещё реже можно встретить упряжь, в которой кони запряжены гуськом. Обычно это используется на выступлениях в цирках. Самостоятельно можно запрячь одну-две лошади. Для большего количества, потребуется несколько человек. Интересно то, что в XVIII веке Екатериной II был принят указ о том, какому титулу и чину в какой карете и с каким количеством лошадей ездить. Например, в генеральскую карету должно было быть впряжено от 6 до 10 коней одновременно.

Хотя, как было сказано, выше это не имеет практического смысла. С точки зрения вариативности упряжи, можно выделить следующие виды.

Оглобельно-дуговая

Считается чисто русским способом запряжки коня. В Европе этот вариант встречается очень редко. Идеальный вариант для впрягания коня в повозку или сани. При использовании этого способа значительно снижается количество необходимой сбруи. В частности, допускается не использовать шлею и подпругу. Это самый простой вариант упряжи.

Дышловая

Как правильно запрягать лошадь?

Так называются те виды упряжи, при которых не используют дугу, а зачастую еще и шлею (или используют ее облегчённый вариант). Какого-то конкретного набора предметов упряжи не существует. Этот вариант предназначен для работ в поле. Хомут может заменяться конструкцией ремней. Рациональней всего его использовать, когда нужно запрячь 2 или 3 лошади. Если их 2, то жердь дышла будет помещаться между ним. А если 3, то один из коней ставится в первую линию.

Этот вариант используют, когда предстоит долгая дорога, или требуется впрячь двух лошадей. Особенность этого метода в том, что используется такая часть сбруи, как дышло (оглобля, соединенная в единую конструкцию до того места, которым её крепят к повозке). Это повышает устойчивость животного и снижает риск получить травму на крутых спусках.

Оглобля будет закрепляться между лошадьми, а раздвоение к повозке.

Предлагаем ознакомиться  Гетеротрофный способ питания у растений

По-другому – английская упряжь. Этот способ очень распространён в европейских странах. Его особенность в том, что не используется дуга, а оглобли могут крепиться к седёлке.

Постромочная

По-другому называется пристяжь. Самый простой вид упряжи, которые используется при сельскохозяйственных работах. Таким же способом запрягается плуг.

Смешанная

Разные виды работ и ситуаций требуют разного набора сбруи. Часто возникает необходимость комбинировать несколько видов упряжек. Для разных целей коней можно впрягать в повозки (в них часто катают людей по улицам), сани (используются в деревнях или как развлечение на такие праздники, как Масленица), телеги (часто встречаются в деревнях) или предметы сельскохозяйственного назначения (плуг, например).

Дадим несколько рекомендаций по уходу за лошадью и сбруей.

  • Упряжь должна быть всегда чистой и смазанной. В противном случае она закостеневает от пота и грязи.
  • Хранить принадлежности рекомендуют на деревянных вешалках (они неподвластны ржавчине).
  • Хомут и седёлку нужно вешать войлоком наружу, так войлок быстрее и лучше проветрится.
  • Кожаные части смазывают только после того, как очистят их от грязи.
  • В ненастную погоду сбруя пачкается больше. По возвращении в конюшню нужно обязательно очистить грязь.
  • Для того чтобы сделать дополнительные отверстия, нужно пользоваться специальным пробойником. И ни в коем случае не делать это шилом или ножом.
  • Комплект упряжи подбирается для каждой лошади индивидуально. Её кличка пишется на хомуте.

Как правильно запрягать лошадь?

О том, как правильно запрягать лошадь, смотрите далее.

Этапы запрягания

Перед тем как непосредственно облачать коня в сбрую, нужно его осмотреть и почистить. Осмотр производится на предмет ран и натёртых сбруей мест на теле коня. Чистка же производится для того, чтобы пыль и инородные предметы, смешиваясь, потом не втирались в шерсть коня. Это может вызвать заболевания и гниение. Перед тем как начать запрягать коня, необходимо осмотреть и саму сбрую. Не должно быть надорванных ремней, деревянные части должны быть исправны.

Гужи рекомендуется смазывать дёгтем, особенно зимой.

Заранее надеваем шлею на хомут. Запрягать лошадь мы начинаем с того, что надеваем уздечку (предварительно сняв недоуздок). Сначала своё место занимают ремни оголовья, затем вставляется удило, после чего закрепляется капсюльный ремень (он должен оставаться довольно свободным, чтобы не причинять дискомфорт лошади).

Далее мы закрепляем седёлку и подпругу. Делаем это так, чтобы ремни оказались чуть дальше передних ног. Седёлка должна оказаться строго на холке.

Надеваем хомут и шлею. Хомут мы надеваем перевёрнутым (раздвигающиеся части, которые мы впоследствии будем связывать, должны быть наверху). Переворачиваем его уже на шее лошади и закрепляем с помощью супони. Далее приводим в надлежащее положение ремни шлеи и закрепляем их с помощью пряжек.

Крепим оглобли. Это можно сделать несколькими способами: если кобыла неопытна в общении с людьми, то лучше подкатить телегу сзади так, чтобы оглобли оказались по разные стороны от лошади. Более опытную лошадь можно заставить «зайти» в оглобли задним ходом или переступить через одну из них. Чтобы закрепить оглоблю, встаньте напротив лошади, поднимите её до уровня передней ноги. Отрегулируйте гужи с обеих сторон. Теперь займите более удобное для себя положение и зафиксируйте оглоблю с помощью гужи. Проделайте это и с другой стороны.

Далее прикрепите оглобли к хомуту. Если планируете использовать арку, то она должна быть прикреплена к оглоблям с внутренней стороны. Фиксируют арку теми же ремнями, что и хомут с оглоблями (супонью).

Порядок распряжки коня несколько отличается. Отвязываем вожжи и снимаем узду. Отвязываем оглобли. Освобождаем коня от ремней шлеи. Развязываем супонь, снимаем дугу и хомут. Снимаем седёлку и подпругу. После чего животное снова моют. Если это происходит зимой, то накрывают попоной. Процесс запряжки лошади довольно сложный. Для того, чтобы научиться делать это быстро, потребуется много времени.

Как нужно распрягать коня

Обычно в этом случае действия происходят в обратном порядке по отношению к запряжке. Это выглядит следующим образом:

  1. Сначала отвязывают вожжи и вынимают их.
  2. Отвязывают ремни, которыми оглобли были подсоединены к седёлке.
  3. Развязывают супонь, отсоединяют дугу и аккуратно её снимают.
  4. Выводят коня от оглобель, отвязывают и отсоединяют шлею.
  5. Снимают хомут, отсоединяют и снимают седёлку.

Затем животному вытирают пот, если на дворе зима и коню холодно, накрывают попоной.

Запрягать коня – это довольно сложное дело. Чтобы его освоить, перестать быть в этом новичком, нужно проделать такой урок неоднократно. При этом важно помнить о том, чтобы при запряжке не нанести повреждений и не спровоцировать натёртости или другие проблемы. Если всё сделать правильно, конь станет надёжным помощником для своего хозяина в жизни.

,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector